Устройство, принцип работы, правила обслуживания и эксплуатации дизельного генератора

20.05.2019

Дизельный генератор (электростанция) – установка для выработки электричества. Используется как автономный источник электроэнергии. Устройство дизель-генератора продиктовано процессами, необходимыми для преобразования энергии сгорания дизельного топлива в электрический ток.

Элементы конструкции дизельного генератора

Дизельный электрогенератор состоит из:

  • двигателя внутреннего сгорания, обычно четырёхтактного. В нём, после сгорания дизельного топлива, образующиеся газы приводят в движение поршни;
  • кривошипно-шатунного механизма. Он преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращение;
  • генератора, непосредственно вырабатывающего электроэнергию. В дизельных электростанциях, обычно используются синхронные электрогенерирующие устройства.


В конструкцию устройства также входят дополнительные элементы:

  • соединительная муфта – обеспечивает соосность двигателя и генератора;
  • регулятор оборотов мотора и датчики работы его составных частей;
  • фильтры для дизельного топлива;
  • станина – рама, поддерживающая рабочие механизмы;
  • система охлаждения – для защиты всех элементов от перегрева;
  • в некоторых моделях – инверторы тока, кожухи и прочие устройства, детали и системы.

Все эти комплектующие, механизмы и агрегаты обеспечивают бесперебойную и длительную выработку электричества.

Как происходит выработка энергии

Принцип работы дизель-генератора основывается на нескольких физических процессах, происходящих одновременно. При сгорании топлива выделяется смесь газов в двигателе. Они расширяются, это приводит в действие кривошипно-шатунный механизм. В обычных автомобилях это приводит к вращению колёс. В генераторе, используется другой физический процесс. Коленвал кривошипно-шатунного механизма вращает ротор, что влечёт появление электромагнитного поля, создающего индукционный переменный ток в статоре, роль которого выполняет обмотка.

Как правило, используются синхронные генераторы. Эти устройства выдают переменный электроток в виде чистой синусоиды, который необходим для безопасной работы современных электрических приборов и оборудования.


Особенности синхронного генератора

Принцип работы дизель-генератора переменного тока синхронного типа позволяет вырабатывать синусоидально изменяющийся переменный ток, благодаря тому, что частоты вращения ротора и магнитного поля совпадают. В дизельных электрогенерирующих устройствах используют специальную бесконтактную конструкцию, которая способна работать без перебоев длительное время.

Генератор состоит из трёх машин:

  • подвозбудитель – вырабатывает синхронный ток, возбуждая его расположенными на роторе постоянными магнитами;
  • полученное напряжение подаётся в управляющий блок, где проходит его регулировка и выпрямление, после чего подаётся в обмотку статора возбудителя;
  • возбудитель вырабатывает ток, который снова проходит через выпрямители и подаётся непосредственно в генератор, подающий полученную электроэнергию потребителю.

С помощью такой конструкции отпадает необходимость в быстро изнашиваемых щётках. Из механических элементов остаются только подшипники. Подвозбудитель производит достаточное напряжение для выпрямления тока и питания управляющих систем электрогенератора.

Правила обслуживания перед эксплуатацией

Перед включением дизельного генератора необходимо:

  • провести визуальный осмотр панелей, щитов агрегатов;
  • при выявлении на обмотке или деталях пятен грязи, масла или топлива протереть их, убрать посторонние предметы (при обнаружении);
  • проверить сопротивление изоляции обмотки. Если его величина менее 0,5 МОм, просушить влажные или загрязнённые участки;
  • проверить топливный бак – он должен быть открыт и заполнен дизельным топливом;
  • проверить уровень охлаждающей жидкости в генераторах с жидкостной системой отвода тепла, при необходимости долить;
  • определить, нет ли течи в патрубках и радиаторе – если она есть, вызвать ремонтника;
  • проверить герметичность воздушной заслонки.
  • долить масло при необходимости. Каждые 1000 часов работы требуется полная его замена. Иногда чаще, если это указано в инструкции изготовителя.


Правила обслуживания и эксплуатации

  • утечка масла должна составлять не более 0,1 кг на 100 часов работы;
  • перед пуском включить устройство прогрева двигателя;
  • не допускайте эксплуатацию на холостом ходу более получаса;
  • следите, чтобы нагрузка не превышала номинальной мощности агрегата;
  • каждые две недели резервный генератор необходимо запускать на короткое время. Это служит проверкой исправности его механизмов и предотвращает появление некоторых неисправностей.

Обращайтесь в сервисные центры или к профессиональным электромеханикам при выявлении проблем или повреждений, а также каждые полгода – для профилактического осмотра. Специалисты проверят, как работает дизельный генератор, при необходимости устранят мелкие неисправности.

Некоторые проблемы можно выявить самостоятельно, например, изменение положение муфты указывает на просадку ротора. Постоянно появляющиеся лужи масла и быстрое падение его уровня свидетельствуют о щелях в радиаторе или патрубках. Частые выключения могут быть связаны с разными повреждениями, которые определит только специалист. Ремонт дизельной электростанции должны проводить профессионалы.