Дизельный генератор – устройство для генерирования электрического тока путём преобразования энергии, полученной при сгорании дизельного топлива. Такая установка приобретается, чтобы обеспечить электроэнергией приборы и оборудование при отсутствии постоянного источника питания или во время перебоев электроснабжения. Дизельные электрогенераторы получили популярность за счёт относительно недорого и доступного топлива. Его можно перевозить на значительные расстояния и хранить при соблюдении условий безопасности. При выборе дизельного генератора учитывается множество условий: режим работы, мощность, способ запуска и другие.
Производители выпускают два типа электрогенераторов:
Какой тип выбрать? Это зависит только от того, какие задачи стоят перед электрогенератором. Нужен источник постоянного энергоснабжения или перебои длятся несколько недель? Автономное оборудование станет решением проблемы. Нужно предотвратить опасные или просто неприятные последствия перебоев с электроэнергией? Хватит резервного агрегата.
Обычно резервная электростанция имеет высокооборотный двигатель (3000 оборотов в минуту). Его ресурса достаточно, если устройство работает менее 500 часов в год. При постоянном использовании такие двигатели быстро выйдут из строя. Поэтому в автономных электрогенераторах используют низкооборотные двигатели (до 1500 оборотов в минуту). Они работают длительное время без перерыва, имеют высокий моторесурс, производят меньше шума. Однако имеют более высокую стоимость, что нужно учитывать при выборе.
Мощность – очень важный критерий при выборе дизельного электрогенерирующего устройства. При её расчёте учитываются все приборы, которые будут подключены к мини-электростанции, и делается запас. При этом учитывается, что потребление не должно быть ниже 35 и выше 75% номинальной мощности агрегата. Кратковременное снижение нагрузки допустимо, но постоянная работа вне рамок оптимального режима влечёт выход генератора из строя. Важно, чтобы потребление всех приборов не «упиралось» в планку 75% от номинальной мощности. Если возникнет необходимость подключить дополнительное оборудование, начнутся проблемы. Лучше выбрать генератор так, чтобы нагрузка на него была в пределах 50–60% от номинальной мощности.
На рынке предлагают дизельные электрогенераторы, способные вырабатывать небольшую мощность – 3–5 кВт, и высокопроизводительное оборудование, производящее до 1000 кВт. Можно подобрать источник электроснабжения для дома, чтобы не сидеть без света при отключении внешней сети, и мини-электростанцию для полноценного обеспечения током производственного участка.
Существует несколько способов запуска генератора:
Выбор зависит от того, насколько важно быстро включить оборудование при перебоях.
Даже самые экономичные генераторы на дизельном топливе выделяют до 60% энергии от горения на нагрев. Это приводит к тому, что элементы устройства сжимаются и расширяются, что приводит к их износу. Для отвода избыточного тепла в дизельных электрогенераторах используется воздушное или жидкостное охлаждение. В первом случае используется вентиляционная система. Её возможностей достаточно для охлаждения маломощных устройств.
В более производительных установках используется жидкостное охлаждение. Для отвода тепла используется вода или антифриз. Теплоноситель циркулирует по радиатору и защищает электрогенератор от перегрева.
Сравнение характеристик генераторов с системами охлаждения разных типов приведено в таблице.
Характеристика |
Жидкостная система |
Воздушный отвод тепла |
Размеры |
Громоздкие |
Компактные |
Мощность |
Высокая – до тысячи кВт |
Низкая – 5–10 кВт |
Производимый шум |
Небольшой |
Большой |
Стоимость |
Высокая |
Низкая |
Жидкостные системы охлаждения требуют технического обслуживания, контроля количества охлаждающей жидкости и её пополнения. При несоблюдении этих условий повышается риск выхода генератора из строя. Однако без такой системы мощные дизельные электрогенерирующие агрегаты не могут долго и продуктивно работать.
Дизельные электростанции вырабатывают однофазный или трёхфазный переменный ток. Первый вид производят генераторы малой мощности. Второй тип тока может вырабатываться устройствами вне зависимости от количества энергии, производимой двигателем. У трёхфазных генераторов выше КПД. При необходимости фазы можно распределить и подсоединить однофазные потребляющие устройства. Во многих трёхфазных генераторах предусмотрены розетки с одной фазой.
Некоторые устройства могут иметь инвертор постоянного тока напряжением 12–14 вольт.
Трёхфазные генераторы делятся на маломощные (до 1 кВт) и высокопроизводительные (свыше 1 кВт).
Дизельные генераторы с синхронным двигателем (с постоянной частотой вращения ротора) имеют более сложную конструкцию. Они легче переносят пусковые перегрузки, вырабатывают более стабильное напряжение, необходимое для чувствительных электроприборов, компьютеров, бытовой техники, некоторых видов производственного оборудования.
Асинхронные генераторы (с непостоянной частотой вращения ротора) имеют более простую конструкцию. Легче переносят короткие замыкания, попадание в двигатель воды и грязи. Чувствительны к постоянным перегрузкам. Часто генераторы с асинхронным двигателем имеют встроенный инвертор, что позволяет подсоединять к ним чувствительное к качеству питания электрооборудование.
Время, на протяжении которого генератор способен работать без дозаправки, определяется двумя показателями: расход топлива и объём бака. Они индивидуальны для каждой модели. Как правило, производители указывают максимальный период работы без дозаправки (до 9, 16, 22 часов). Однако при работе это время может меняться, так как генератор потребляет неодинаковое количество топлива в разных режимах работы: ½, ¾ от номинальной мощности и прочих. Не стоит спешить покупать оборудование с большой длительностью работы без дозаправки. Установка внешнего топливного бака способна продлить работу до 24 часов и более.
Производители предлагают дизельные генераторы трёх видов по исполнению:
Выбор зависит от условий эксплуатации.
У дизельного топлива при понижении температуры до +3 градусов Цельсия увеличивается вязкость, а при -8 °C начинается выпадение кристаллов парафина. Это приводит к тому, что двигатель не запускается или глохнет вскоре после начала работы. Чтобы не допустить подобных ситуаций, дизельные генераторы устанавливают в тёплых помещениях, например, в подвалах. Если это невозможно, нужно делать выбор в пользу оборудования с функцией подогрева. Это даёт возможность эксплуатировать генерирующее оборудование при температурах -35–-40 градусов бесперебойно.
Выбор генератора для непрофессионала может стать настоящей мукой. Ведь нужно учесть множество характеристик. Помощь в выборе дизельной электростанции окажут наши специалисты. Они помогут подобрать модель с учётом нужд потребителя.